Схема станции юго-западная сокольнической линии метро

Схема станции юго-западная сокольнической линии метро

Соко́льническая линия (до 1990 года — Ки́ровско-Фру́нзенская) — первая линия Московского метрополитена. Связывает через центр московские районы Богородское и Сокольники с Хамовниками, Московским государственным университетом на Воробьёвых горах, Проспектом Вернадского, районом Тропарёво-Никулино и Новой Москвой. На схемах обозначается красным цветом и числом 01Сокольническая линия.

Линия имеет длину 32,5 км и 22 станции; длительность поездки по всей линии — 51 минута. Среднесуточный пассажиропоток в 2011 году составлял 649 тысяч человек[1].

На линии имеются участки как глубокого, так и мелкого заложения, а также небольшой открытый участок в районе Преображенского метромоста. Кроме того, станция «Воробьёвы горы» расположена на Лужнецком метромосту. На всех станциях линии вход и выход пассажиров осуществляется с левой стороны относительно движения поезда.

Содержание История строительства[править | править код] ⚙️ 

Условные обозначения

оборотные тупики Бульвар Рокоссовского ТЧ-13 «Черкизово» Черкизовская задел под включение в Большое кольцо задел под продление к Щёлковской р. Сосенка Преображенская площадь Преображенский метромост р. Яуза оборотные тупики Сокольники Красносельская оборотный тупик ТЧ-1 «Северное» Комсомольская Красные Ворота Чистые пруды Лубянка Охотный Ряд ССВ к Площади Революции ССВ к Александровскому саду Библиотека имени Ленина Кропоткинская Парк культуры оборотные тупики бывший улавливающий тупик ССВ к Киевской Фрунзенская Спортивная оборотный тупик с гейтом Лужнецкий метромост Воробьёвы горы р. Москва Университет оборотные тупики Проспект Вернадского Юго-Западная Доступ для людей с ограниченными способностями Тропарёво оборотный тупик Доступ для людей с ограниченными способностями Румянцево Доступ для людей с ограниченными способностями Саларьево оборотные тупики 0 ССВ к непостроенному депо 0 Филатов Луг 0 Прокшино 0 Ольховая Столбово ССВ к Коммунаровской линии ТЧ «Столбово» оборотные тупики

Строительство первого участка Московского метрополитена началось в 1931 году на Русаковской улице, между станциями «Красносельская» и «Сокольники». 15 мая 1935 года открылся первый участок линии длиной 8,4 км от «Сокольников» до «Парка Культуры». До 1938 года от станции «Охотный Ряд» поезда следовали по вилочной схеме — часть до «Парка культуры», часть через станции «Улица Коминтерна» (с 1990 года — «Александровский сад») и «Арбатская» до «Смоленской».

В 1957 году линию продлили на 2,5 км от «Парка культуры» до станции «Спортивная», обеспечив транспортом открывшийся годом ранее спортивный комплекс «Лужники». В 1959 году был открыт участок «Спортивная» — «Университет» (4,5 км) с первой в мире станцией, расположенной на мосту — «Ленинские горы». В 1963 году был построен участок «Университет» — «Юго-Западная» протяжённостью 4,5 км.

В 1965 году линия была продлена на 2,5 км на север до станции «Преображенская площадь».

15 сентября 1983 года станция «Ленинские горы» была закрыта в связи с аварийным состоянием конструкций моста. Поезда проезжали её без остановки. В 1986 году было сооружено два временных моста через Москву-реку по сторонам аварийного метромоста. Движение поездов по старому метромосту было прекращено.

В 1990 году был открыт участок «Преображенская площадь» — «Улица Подбельского» (3,8 км).

14 декабря 2002 года станция «Воробьёвы горы» вновь открылась после реконструкции.

8 декабря 2014 года линия была продлена на юго-запад до станции «Тропарёво».[2]

18 января 2016 года Сокольническая линия пришла в Новую Москву с открытием станции «Румянцево»,[3] а 15 февраля того же года состоялось продление линии ещё на одну станцию — «Саларьево», которая стала двухсотой станцией Московского метро.

История переименований[править | править код] Взрывы на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» 29 марта 2010 года[править | править код]

29 марта 2010 года в 07:56 и 08:39 утра произошло два теракта на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». В результате двух взрывов, устроенных террористками-смертницами, погиб 41 человек, ранены были 88. Движение по Сокольнической линии было прекращено до вечера. Ответственность за взрывы на себя взял чеченский террорист Доку Умаров и его организация «Кавказский эмират», а непосредственным организатором и исполнителем, по версии следствия, был Магомедали Вагабов.

Пожар между станциями «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина» 5 июня 2013[править | править код]

5 июня 2013 года в 8:17 произошло возгорание 10 метров силового кабеля на перегоне между станциями «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина». В результате движение на участке от «Комсомольской» до «Парка культуры» было закрыто, на многих станциях скопилось огромное количество людей. На дорогах образовались пробки, наземный транспорт был переполнен. 7 человек были госпитализированы с отравлением угарным газом. Чуть позднее, в 13:12, произошло короткое замыкание в силовом кабеле на перегоне между станциями «Охотный Ряд» и «Лубянка», движение вновь приостановили. В 14:10 движение восстановили в полном объёме. В результате инцидента 15 человек были госпитализированы. Общее число пострадавших — 59 человек.

Для выравнивания графика движения, а также при съёме составов в депо и ПТО, организуют так называемые зонные обороты поездов, то есть поезда следуют не до конечной станции, а до станции, где есть путевое развитие и возможность быстро организовать оборот поезда. На Сокольнической линии для этих целей используют станции «Комсомольская» (при заходе в депо) и «Сокольники» — при движении в сторону станции «Бульвар Рокоссовского», а также станции «Парк Культуры», «Университет» и «Тропарёво» — при движении до станции «Саларьево». Во время проведения плановых ремонтных работ на центральном участке линии существует так называемое «технологическое окно». Движение в этом случае осуществляется на участках от станции «Бульвар Рокоссовского» до «Комсомольской» и от «Саларьево» до «Парка Культуры».

Депо, обслуживавшие линию[править | править код]

В 2022 году планируется ввод в эксплуатацию нового депо «Столбово»[4].

Количество вагонов в составах[править | править код]

По состоянию на 2011 год Сокольническая линия работала без перегрузок[5], однако в связи с продлением линии в Новую Москву с 10 января 2018 года начался перевод поездов депо ТЧ-13 «Черкизово» на составы из 8 вагонов. Оставшаяся часть поездов будет оснащена в течение последующих двух лет после реконструкции самого старого депо ТЧ-1 «Северное», которое изначально не было рассчитано на прием восьмивагонных составов. В течение 2017 года большинство станций были подготовлены к приёму таких поездов. По состоянию на 2010 год, по линии курсировало 420 вагонов[6].

Типы вагонов[править | править код]

Подвижной состав на линии предыдущего поколения, но относительно молодой, поэтому его замена в ближайшем будущем не планируется, поставки поездов 81-765/766/767 «Москва» для замены составов серии 81-717.5М/714.5М ожидаются до 2023 года[7][8].

Технические подробности[править | править код]

В 2005 году в составах электродепо «Северное» были впервые установлены видеокамеры централизованной системы видеонаблюдения. Это было сделано в целях борьбы с карманниками, облюбовавшими эту линию метро. Информация с этих камер сохраняется в видеоархивах. Ко всем камерам может в любой момент подключиться оператор Ситуационного центра Московского метрополитена.

Именные поезда[править | править код]

Основная статья: Именные поезда Московского метрополитена

«Курская дуга». Оформлен в память об участии бронепоезда «Московский метрополитен» в Курской битве. На головных вагонах прикручены памятные металлические таблички, на бортах поезда присутствуют надписи «Курская дуга» с георгиевскими лентами. Внутри в вагонах расклеены материалы об истории бронепоезда «Московский метрополитен». Ходит с 8 мая 2003 года. «Красная стрела». Запущен по заказу ОАО «РЖД» 9 октября 2006 года в честь 75-летия фирменного поезда «Красная стрела». 5 августа 2016 года, впервые за 10 лет, постоянная экспозиция поезда была обновлена. Снаружи состав окрашен в красный цвет вместо обычного синего, крыши вагонов серебристые, на бортах указано название поезда. В внутреннем оформлении вагонов использованы исторические документы и уникальные фотографии из архивов ОАО «РЖД». Ретропоезд «Сокольники». Стилизован под первый поезд московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Представляет собой поезд из вагонов модели 81-717.5А/714.5А с изменённой лицевой частью головных вагонов, выкрашенный в цвета, характерные для метро 1930-х годов. Также переработан интерьер вагонов. Был пущен 15 мая 2010 года, в день 75-летного юбилея московского метро.

Путевое (напольные) оборудование АЛС-АРС: АРС-«Днепр» (эксплуатируется в режиме 2/6): две одновременно подаваемые частоты (максимальные допустимые скорости на данном участке и на следующем), шесть используемых показаний (частот).

Поездное оборудование АЛС-АРС: АРС-МП.

Дополнительное средство сигнализации отсутствует, так как не требуется.

Резервное средство сигнализации: на участке «Бульвар Рокоссовского» — «Юго-Западная» — трёхзначная поперегонная автоблокировка без автостопов, защитных участков и внепоездного контроля скорости, от «Юго-Западной» до «Саларьево» — двухзначная поперегонная автоблокировка без автостопов, защитных участков и внепоездного контроля скорости.

Канал радиосвязи — второй.

В 2019 году планируется дальнейшее продление линии на территорию Новой Москвы от станции «Саларьево» до станции «Столбово»[9]. Участок длиной 11,6 км будет почти полностью наземным, с тремя промежуточными станциями: «Филатов Луг», «Прокшино» и «Ольховая»[10]. Новая конечная станция «Столбово» будет одновременно и пересадочной на проектируемую линию в посёлок Коммунарка[11][12].

В 2022 году планируется открыть электродепо «Столбово» за одноимённой станцией на территории поселения Сосенское, которое заменит недостроенное электродепо «Саларьево»[4][13].

На дальнюю перспективу[14][15] запланировано продление линии от станции «Черкизовская» до станции «Щёлковская» и далее в районы Гольяново и Восточный со станциями «Черкизовская-2», «Амурская», «Щёлковская-2» (с пересадкой на одноимённую станцию), «Красноярская» и «Восточная»[16].


Схема станции юго-западная сокольнической линии метро

Еще статьи:


На какой воде нужно делать водный маникюр

Как правильно делать макияж глаз поэтапно для карих

Несимметричная петля схема